Герб

Администрация сельского поселения
Сухая Вязовка
муниципального района Волжский
Самарской области

Информация о порядке предоставления земельных участков инвалидам.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.

Как следует из положений  статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для ИЖС, ведения ЛПХ и садоводства.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что положения ЗК РФ и Закона № 181-ФЗ не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.

Таким образом, всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов. предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года №94-ГД «О земле» (далее – Закон о земле) земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек, муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек для ИЖС семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов.

Реализация указанного права не ставится Законом о земле в зависимость от места регистрации по месту жительства членов семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида.

Следовательно, земельный участок по указанным основаниям предоставляется рассматриваемой категории граждан независимо от их регистрации по месту жительства.

Исходя из системного анализа федерального законодательства, следует предложить, что членами семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, являются супруги, родители, дети, в том числе ребенок-инвалид, несмотря на то, что понятие «семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида» в настоящее время в законодательстве РФ отсутствует.

Таким образом, земельный участок по указанным основаниям предоставляется всем членам семьи, имеющим в своем составе детей-инвалидов.

К полномочиям органов местного самоуправления не относятся полномочия по предоставлению гражданам сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о земельных участках. Данными полномочиями в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наделены органы Росреестра.

Гражданин может получить сведения из ЕГРН об интересующем его земельном участке (в случае если участок внесен в ЕГРН) за плату, сделав соответствующий запрос в Росреестр, в том числе через сайт Росреестра.

Кроме того, любой гражданин может ознакомиться со сведениями о земельном участке, содержащимися на публичной кадастровой карте, размещенной в сети Интернет.

Таким образом, кадастровому инженеру перед проведением кадастровых работ необходимо проверить земельный участок на наличие собственников.

Орган местного самоуправления не вправе без оснований отказать в предоставлении земельного участка. Закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ, статьях 10.10 и 10.11 Закона о земле.

В случае отказа в предоставлении земельного участка орган местного самоуправления должен указать эти основания в соответствующем документе (решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов). Данные решения должны быть мотивированными и подтверждены соответствующей информацией или документами (решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, сведениями из Государственного кадастра Недвижимости и ЕГРН о правах третьих лиц на земельный участок).

В случае незаконного отказа в предоставлении земельного участка граждане могут обжаловать действия органа местного самоуправления в судебном порядке.